Согласно новому исследованию, власти Китая забирают десятки тысяч детей-мусульман от их родителей в западном регионе Синьцзян, помещая их в школы-интернаты в рамках последней стадии программы массовых интернированных. Около 1,5 млн уйгуров, казахов и других, в основном мусульманских меньшинств, в Синьцзяне содержатся в лагерях перевоспитания, в ходе кампании по их "дерадикализации" со стороны правительства Китая, которую осудили ООН, правительства западных стран и правозащитные группы, пишет газета Financial Times.
В прошлом году FT уже сообщала, что семьи в Синьцзяне подвергаются насильственному разделению, и власти помещают маленьких детей из лагерей в детские дома. Китай охарактеризовал лагеря как необходимый инструмент в борьбе с терроризмом в регионе и отвергает обвинения, заявляя, что он предоставляет "профессиональную подготовку".
Но новое исследование Адриана Зенса из Европейской школы культуры и теологии показало, что это не единичные случаи.
С 2017 года китайское государство стремится "создать обширную и многослойную систему ухода, которая позволяет ему обеспечивать полный или почти полный уход", включая детские сады для детей в возрасте от одного до двух лет, согласно исследованию, которое заказало BBC.
Скорее всего, эти объекты станут частью "продуманной стратегии и решающего элемента в систематической государственной кампании социальной реинжиниринга и культурного геноцида в Синьцзяне", сказал Зенц.
Дети "дважды задержанных" родителей - когда оба находятся в лагерях или арестованы - выделяются как требующие "дополнительного" или "централизованного" ухода в специально построенных учреждениях с общежитиями.
Дети находятся в центре внимания попытки Коммунистической партии Китая, которая рытается контролировать идеи о религии, расе и идентичности. В Синьцзяне уйгурские дети уже давно вынуждены изучать мандарин – китайский язык, а не свои родные языки, и правительство подавляет попытки семей обучать детей их культуре и религии.
Просматривая правительственные объявления и статьи в государственных СМИ, Зенц обнаружил, что развитие системы образования Синьцзяна намного опередило остальную часть страны. На юге региона, где концентрация уйгуров самая высокая, было построено 4387 "двуязычных" школ, которые преподают почти исключительно на мандаринском языке.
В прошлом уйгурские семьи реагировали на такие меры, наращивая усилия по обучению детей дома или организовывая уйгурские языковые курсы вне контроля государства. Зенц сказал, что недавние усилия значительно затрудняют такое сопротивление, поскольку "у государства больше времени, чтобы повлиять на следующее поколение, чем на родителей".
По его словам, растущее внимание китайского правительства к строительству школ из-за мер безопасности говорит о том, что репрессии переходят от простой полицейской деятельности к долгосрочному социальному контролю.